Стадию соединения конечной записи из отдельно записанных треков, следующая за
аранжировкой по этапам создания звукозаписи называют сведением или микшированием (с англ. смешение). Суть ее заключается в наложении всех перед этим прописанных дорожек и партий, в смешивании их звуков, в синхронизации времени их звучания. Микширование обычно совмещают с финишной обработкой записи (установкой громкостей, наложением специальных шумовых эффектов).
Сведение музыки - это не совсем технический, а скорее творческий процесс объединения разных треков в целое, который влияет на особенности звучания самого результата. Это довольно трудоемкий процесс, ведь нужно учесть следующие аспекты:
" баланс силы звучания различных треков;
" панораму (расположить и смешать между собой записанные
инструменты, создать соответствующую акустическую среду);
" прозрачность (свести треки, так чтобы все инструменты и каждый из них в записи были слышны и различимы, не заглушая остальных);
" плотность, отвечающую за насыщенность звуков;
" разнообразие звуковых эффектов.
Используют специальное устройство для микширования, называемое микширным пультом или микшером.
Если умело сделать сведение - это уже 40% успешного трека. Достичь чистого, плотного и объемного звука без сведения невозможно. Качественный и дышащий трек получается с хорошим сведением.
Есть пять стадий этого процесса, и нельзя ни одного пропустить. Контролировать баланс инструментов (громкость), панорамирование (стерео, моно, лево, право), эквализацию (работу с частотами), динамическую обработку (звуковую плотность), обработку эффектами (пространственность).
Как управлять балансом.
Работая с балансом желательно изначально правильно отстроить аранжировку. Каждый инструмент имеет свои частотные характеристики, и главное - чтобы не было смешивания одновременного звучания похожих инструментов. Или, выражаясь проще, больше трех инструментов не должно играть вместе. Выстраивание баланса нужно начинать с самого важного в треке. В противном случае будет выстроен микс вокруг основного лидирующего инструмента. Говоря о хип-хоппе, это бит, затем бас, а потом вокал.
Панорамирование.
Этот процесс размещения инструментов в звуковом пространстве вширь, а не вглубь. С помощью панорамирования можно решить много проблем. Если играет одновременно два инструмента, а один из них из-за схожести частотной характеристики плохо прослушивается. При панорамировании их в разные стороны решается конфликт, не используя эквалайзер.
Эквализация.
Это основа сведения. Здесь не обойтись без эквалайзера (ЕQ). Все просто: решение частотных конфликтов помогает получить чистый читаемый трек, при увеличении необходимых частот в инструментах создается эффект "кача".
Динамическая обработка.
Этот процесс в сведении сложный и немаловажный. Главным инструментом управления динамикой является компрессор. Важная его роль - служить для поднятия тихих мест и понижения громких, то есть происходит своего рода выравнивание.
Обработка с помощью эффектов.
Используя эффекты реверберацию, хорус, дилей, фленжер, можно добиться глубины, объема, оживления. Важно здесь не переборщить.
Мастерингом называют процесс создания чего-либо, когда из исходников производится такой экземпляр (мастер-копия), который становится эталонным при тиражировании. Существует мастеринг звукозаписей (подготовка и перенос сведенной
фонограммы на носитель для размножения) и мастеринг
видеозаписей (подготовка и перевод с кинопленки звука и изображения в цифровую форму для тиражирования на видеодиски и другие носители информации).