Инструментовка или оркестровка - изложение музыкального произведения для исполнения определенным оркестровым составом или ансамблем. Инструментовка - это не внешний "наряд" произведения, это одна из граней его сущности. Ведь тяжело представить какую-то музыку вне ее специфического звучания, внесвойственных ей тембров, определенных их сочетаний. Конечным выражением инструментовки является написание партитуры, которая объединяет инструментальные и голосовые партии, исполняющие это произведение (здесь фиксируются также шумы, немузыкальные эффекты, задуманные автором произведения для определенного воздействия на слушателя).
Первоначальное понятие об инструментовке зародилось с момента, когда стала различима разница между исполнением музыкальной фразы голосом человека и сыгранной на инструменте. Долгое время тембровая контрастность и динамичность значительной роли не играли. Авторы ограничивались уравновешенностью линий, выбор нужных инструментов часто был случайным.
Как формообразующий фактор, инструментовка начала свое развитие в период выделения гомофонного стиля письма в музыке. Для того чтобы выделить из аккомпанемента ведущую мелодию стали нужны специальные средства, применение которых и образовало выразительность, характерность, напряженность звучания.
Важнейшей художественной задачей автора инструментовки является применение различных по характерности и напряженности тембров, с помощью которых выявляется с наибольшей силой драматургия оркестровой музыки. Главная техническая задача состоит в том, чтобы достичь хорошего прослушивания голосов, нужного соотношения между первым, вторым (третьим) планом и этим обеспечить глубину, рельефность звучания оркестра.
В процессе создания фп. пьесы возникают и дополнительные задачи: выбор тональности (она не всегда будет совпадать с тональностью оригинала), особенно при необходимости использования яркого звучания открытых струн или безвентильных звуков медных инструментов. Очень важно решение вопроса обо всех возможных случаях изменения муз. фраз в другие регистры, сравнительно отличающихся от оригинала. И напоследок разметка, в каких и скольких пластах нужно будет излагать определенный раздел произведения, исходя из общего плана развития.
От современного инструментатора требуется точность фразировочных указаний, то есть не только соблюдать предписанный темп и следовать общим динамическим и агогическим обозначениям, а и применять определенные характерные для нужного инструмента способы исполнения.
Хорошей практикой начинающим инструментаторам послужит анализ и упражнение в чтении лучших образцов партитур, а лучше всего прослушивание собственной работы в оркестре и анализ советов опытных авторов во время репетиций.
Для создания инструментовки фактически любого произведения (конечно, если оно не задумывалось, как оркестровое и не записывалось в виде партитурного эскиза) возможны несколько решений. Каждое из них может быть художественно обоснованным по-своему. Но они уже будут в какой-то степени разными оркестровыми произведениями, которые отличаются друг от друга своими красками, напряженностью, степенью контрастности разделов. Это подтверждение того, что И. - процесс творческий, неотъемлемый от сущности произведения.